Шайдуллина Г.Н.
Научный руководитель – к.псх.н.,доцент Вазиева А.Р.
Предрасположенность к наркотизации и отклонениям в поведении курящих и не курящих подростков
Масштабы и темпы распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части. А это в ближайшей перс¬пективе может привести к социальной нестабильности российского общества. Во многих странах сегодня существует налаженная си¬стема медицинского, социального и правового обеспече¬ния реабилитации наркоманов. Одновременно функцио¬нирует и система мощной пропагандистской деятельно¬сти против распространения и употребления наркотиков, включающая активную агитацию и демонстрацию преи¬муществ здорового образа жизни.
Курение является одной из наиболее распространенных вредных привычек. Эта привычка препятствует формированию у подрастающего поколения адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост. К сожалению у подрастающего поколения курение не считается девиацией. В нашей стране отношение к курению терпимо. Хотя во многих странах курение признается одной из форм девиантного поведения. Предпринимаемые в нашей стране меры профилактики курения дают лишь частичный и временный эффект, и придется приложить еще не мало усилий для того, чтоб курение не было проявлением дефекта поведения и культуры.
Отсюда цель работы: изучить предрасположенность к наркотизации и отклонениям в поведении у курящих и некурящих подростков.
Исходя из цели, сформулировали ряд задач:
1. Теоретическим путем изучить предрасположенность к аддиктивному поведению у подростков.
2. Выявить предрасположенность к наркотизации и отклонениям в поведении у курящих и некурящих подростков.
3. Анализ и интерпретация результатов.
Объектом исследования выступили подростки 13-17 лет.
Предметом являются предрасположенность к наркотизации и отклонениям в поведении.
Гипотеза заключается в предположении, что существует различия в предрасположенности к наркотизации и отклонениям в поведении у курящих и некурящих подростков.
Экспериментальное исследование подростков 7-8 классов челнинской и актанышской школ показали, что:
- имеются гендерные особенности предрасположенности подростков к отклоняющемуся поведению, которое выражается в том, что мальчики статистически достоверно более склонны к отклоняющемуся поведению, чем девочки, в большей степени склонны проявлять агрессию и насилие, аддиктивное и деликвентное поведение, а также в большей степени склонны нарушать правила и социальные нормы;
- сравнительный анализ значений актанышских и челнинских подростков показал, что для челнинских подростков в большей степени характерно нарушение социальных норм и правил, которое скорее может выступать в качестве демонстративного поведения, кроме того, в поиске ярких эмоций и острых ощущений, подростки могут проявлять агрессию и насилие, а также деликвентное поведение.
Актанышские подростки проявляют представление и понимание особенностей отклоняющегося поведения, они также имеют недостатки в уровне развитости волевых и этических качеств личности, но они гораздо осторожнее и аккуратнее в желании и стремлении проявить деликвентное и аддиктивное поведение, они менее склонны к агрессии и насилию.
Такие результаты можно объяснить социокультурными и географическими особенностями условий проживания подростков. Челнинские подростки вырастают в большом городе, где ежедневно видят негативные примеры, объем которых значительно отличается от негативного влияния на актанышских подростков. Степень трудовой и физической занятости челнинских и актанышких подростков значительно различается, что не может не оказывать воспитательного воздействия, в результате чего потребность в эмоциях и острых ощущениях челнинских подростков, в силу их не занятости, гораздо выше, чем у актанышских подростков.
Практическая ценность работы заключается в возможности использовать результаты теоретического анализа в работах аналогичного характера, результаты эмпирического характера могут быть полезными в работе с подростками в подростковых клубах, секциях, школах на этапах ранней профилактики и коррекции аддиктивного поведения.
Вопросы и комментарии к докладу:
Задайте свой вопрос докладчику или оставьте свой комментарий к докладу
Оцените доклад (от 1 до 5 баллов)