Сахипова Г.
Научный руководитель – к.псх.н., Чукмарова Л.Ф.
Взаимосвязь акцентуации характера и копинг-стратегий подростков
Сегодня многие психологические исследования не обходятся без диагностики акцентуаций характера. Знание акцентуаций помогает человеку определить свои предрасположенности (в профессиональной деятельности, к алкоголизму и т.д.) и «сгладить углы» межличностных отношений. Необходимость выявления акцентуаций характера в подростковом возрасте, так как этот возраст считается наиболее сложным, критическим в развитии человека. Именно в этот период по данным статистики совершается наибольшее количество суицидов, противоправных действий, именно здесь часто формируются зависимости (наркотическая, алкогольная и т.д.). Акцентуация характера - это явление динамическое, зависимое во многом от сложившейся социальной ситуации. Различные акцентуации характера предполагают различные типы и методы воспитания, в зависимости от чего они могут сгладить или заострить основные подростковые проблемы.
Подростковый возраст насыщен стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов. Для совладания со стрессовыми ситуациями человек на протяжении своей жизни вырабатывает так называемое копинг-поведение или копинг-стратегии – то есть систему целенаправленного поведения по сознательному овладению ситуацией для уменьшения вредного влияния стресса.
Цель работы: изучить взаимосвязь акцентуации характера и копинг-стратегий подростков. Исследование взаимосвязи акцентуации характера и копинг-стратегий подростков проводилось на базе Выборка состояла из подростков 14-15 лет СОШ №58 г.Набережные Челны.
Объем выборки 40 чел., из них: 20 девочек и 20 мальчиков.
Методики исследования: 1. Тестирование акцентуации характера подростков. 2.Диагностическая методика R. Lazarus, S. Folkman «Способы копинга».
Выявление типов акцентуации характера и копинг-стратегий подростков привело к следующим результатам:
- заостренными чертами личности у подростков является шизоидная форма акцентуации; резко выраженными – экстраверсия и истероидность; - у подростков преобладают копинг стратегии - поиск социальной поддержки, положительная переоценка и планирование решения проблемы.
Изучение взаимосвязи типов акцентуации характера и копинг-стратегий подростков привело к следующим результатам:
- существует корреляционная связь между типами акцентуации характера и способами копинга подростков: психастеническая форма коррелирует с бегством-избеганием (r=0,49; p≤0,05); эксплозивная форма коррелирует с самоконтролем (r=-0,51; p≤0,01); принятием ответственности (r=-0,53; p≤0,01) и планированием решения проблем (r=-0,46; p≤0,05); направленность коррелирует с принятием ответственности (r=0,52; p≤0,01); нервно-психическая неустойчивость коррелирует с самоконтролем (r=-0,48; p≤0,05); принятием ответственности (r=-0,51; p≤0,01) и планированием решения проблем (r=-0,47; p≤0,05).
- у способа копинга «принятие ответственности» наибольшее число корреляционных связей с типами акцентуации характера и у эксплозивной формы акцентуации и нервно-психической неустойчивости – со продуктивными способами копинга (самоконтроль, принятие ответственности, планирование решения проблем).
При преобладающей психотехнической форме акцентуации характера подростки чаще всего в стрессовых ситуациях предпочитают бегство-избегание. Ранимость, повышенная чувствительность, быстрая истощаемость и утомляемость не дают возможности подростку с психастенической формой акцентуации самому контролировать стрессовую ситуацию, принимать ответственность и планировать решение проблемы.
При проявлении эксплозивной формы акцентуации характера и нервно-психической неустойчивости подростки реже будут использовать в стрессовых ситуациях продуктивные копинг-стратегии: самоконтроль, планирование решения проблем и принятие ответственности. Излишняя возбудимость, нарушение эмоциональной деятельности в виде резкой неустойчивости настроения, раздражительность, вспыльчивость и т.д. «мешают» в стрессовых ситуациях использовать более продуктивные копинг-стратегии. Недостаточность развития социальной зрелости, соблюдения моральных норм, требований, правил поведения и порядка «мешают» в стрессовых ситуациях использовать продуктивные копинги.
У копинга «принятие ответственности» наибольшее число корреляционных связей с типами акцентуации характера и у эксплозивной формы акцентуации и нервно-психической неустойчивости – со продуктивными способами копинга (самоконтроль, принятие ответственности, планирование решения проблем). Не продуктивные копинг стратегии чаще всего используют в стрессовых ситуациях подростки с нарушениями в эмоциональной сфере личности.
Вопросы и комментарии к докладу:
Задайте свой вопрос докладчику или оставьте свой комментарий к докладу
Оцените доклад (от 1 до 5 баллов)