Игнатович А.
Научный руководитель – к.псх.н., Чукмарова Л.Ф.
Коммуникативные установки и УСК у клиентов платной клиники
В России уже не первый год процветает платная медицина. Коммерческие клиники приносят в бюджет России неплохие деньги. Чаще всего в психологической литературе встречаются исследования коммуникативных установок в педагогическом общении, но нет исследований в медицинской психологии. Изучение коммуникативных установок в пациентов платных клиник актуально, потому что деятельность врача очень ответственная, поскольку у пациента складываются отношение к клинике, формируются установки по отношению к врачам. Возможно, отношение к коммерческой медицине зависит от ответственности самого пациента. Прежде всего это связано с правом пациента принимать различные решения о лечении какого-либо заболевания, об отказе от лечения.
Цель исследования - изучение коммуникативных установок и уровня субъективного контроля пациентов платной клиники.
Методики исследования: 1. Диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко; 2. Методика диагностики уровня субъективного контроля созданная Дж. Роттером.
Эмпирическое исследование коммуникативных установок и уровня субъективного контроля пациентов платной клиники проводилось на базе городской больницы №5 г. Набережные Челны (1/09). Объем выборки составил 60 чел.: 30 чел. – пациенты, получающие платные медицинские услуги. 30 чел. – пациенты, получающие бесплатные медицинские услуги. Возраст испытуемых варьирует от 31 до 54 лет, из них мужчины и женщины представлены в равном соотношении.
Выводы:
1. Коммуникативные установки являются базисом коммуникативных качеств личности. Они обеспечивают готовность личности строить отношения в определенном стиле и с определенным типом предпочитаемых партнеров. Выделяют негативные коммуникативные установки: завуалированная жестокость; открытая жестокость; обоснованный негативизм; брюзжание, негативный опыт общения.
В настоящее время в психологии распространена концепция о двух типах ответственности (так называемая теория локуса контроля). Ответственность первого типа – это тот случай, когда личность возлагает на себя всю ответственность за происходящее с ней в жизни. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственными за все происходящее с ним либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию.
2. Существуют значимые различия выборочных средних показателей коммуникативных установок пациентов, получившие платное и бесплатное медицинское обслуживание по: обоснованному негативизму (tэм.=3,9; p<0,001) и брюзжанию (tэм.=3,82; p<0,001). У пациентов, получившие платное медицинское обслуживание, в меру проявляется завуалированная или открытая жестокость, обоснованный негативизм, брюзжание и негативный опыт в общении.
Пациенты платной клиники редко отрицательно говорят о ком-то, об отдельных сторонах взаимодействия. Пациентам, получившим платное медицинское обслуживание, менее свойственно обобщать негативные факторы в области взаимоотношения с врачами и в наблюдении за работой медицинского учреждения.
Пациенты, получившие платное медицинское обслуживание, более уверены в себе, более спокойны и благожелательны, более популярны. У них большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.
3. Существуют значимые различия выборочных средних показателей уровня субъективного контроля пациентов, получившие платное и бесплатное медицинское обслуживание: по общей интернальности (tэмп.=2,5; p<0,05), интернальности в семейных отношений (tэмп.=2,2; p<0,05) и интернальности в производственных отношениях (tэмп.=3,4; p<0,01). У пациентов, получившие платное медицинское обслуживание, значительно выше среднего значения по общей интернальности, интернальности в семейных и производственных отношениях (ближе к интернальному типу локуса контроля). Пациентам платной клиники с интернальным типом локуса контроля менее свойственны негативные коммуникативные установки, такие как завуалированная и открытая жесткость, брюзжание, негативный опыт в общении и обоснованный негативизм.
4. Существует взаимосвязь коммуникативных установок с показателями уровня субъективного контроля клиентов платной клиники: завуалированная (r=-0,38; p<0,05) и открытая (r=-0,39; p<0,05) жесткость отрицательно коррелирует с интернальностью в семейных отношениях; обоснованный негативизм (r=-0,39; p<0,05), брюзжание (r=-0,41; p<0,05) и негативный опыт в общении (r=-0,36; p<0,05) отрицательно коррелируют с интернальностью в производственных отношениях; обоснованный негативизм (r=-0,37; p<0,05), брюзжание (r=-0,44; p<0,05) и негативный опыт в общении (r=-0,42; p<0,05) отрицательно коррелируют с интернальностью в межличностных отношениях.
Вопросы и комментарии к докладу:
Задайте свой вопрос докладчику или оставьте свой комментарий к докладу
Оцените доклад (от 1 до 5 баллов)