Взаимосвязь между стилями семейного воспитания и чертами характера подростков
Исполнитель: Нагуманова З. И.
Научный руководитель: Позова Г. Р.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Центр жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду взрослых и сверстников. Большое влияние на образование характера ребенка оказывает атмосфера жизни в семье. Семейные условия, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей в значительной мере предопределяет жизненный путь ребенка. Во взаимоотношении с ребенком-подростком родителям необходимо перестроить свои отношения, изменить стиль воспитания. Во взаимоотношениях родителей и их подрастающих детей особую роль играют их личностные особенности и ценностные ориентации семьи. Для нормального развития подростка необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими людьми. Для детей это - взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками. Ведь только с их помощью подросток может успешно решить сложные внутренние проблемы, волнующие его в переходный период. Родители воздействуют на ребенка целенаправленным воспитанием которое сводится к организации образа жизни ребенка в семье и обучению его тому, как себя вести. В подростковом возрасте происходит обострение черт характера. Стремление к самостоятельности, осознание своего физического и духовного возмужания - одна из наиболее ярких черт этого возраста. И если родителям удастся перестроить свои отношения с подрастающими детьми и изменить стиль воспитания, то это, в свою очередь, отразиться и на характере ребенка.
Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи между стилями семейного воспитания и чертами характера подростков.
Мы опросили 30 подростков и их матерей. Исследование проводилось с помощью личностного опросника Г. Шмишека (Акцентуации характера) и Методики PARI (Опросник родительских установок).
В ходе исследования нам было выявлено ,что ощущение самопожертвования в роли матери выражалось таким свойством характера как застревание подростка, а эмоциональность – семейными конфликтами. Так же было выявлено, что доминирование матерей сказывалось на дистимичности подростков. Такой черте характера как экзальтированность, соответствует неудовлетворенность ролью хозяйки. Чаще всего родители используют подавление агрессивности и подавление воли, как стиль семейного воспитания. Менее всего мамы склонны к раздражительности и к излишней строгости. В соответствии с поставленной целью было выдвинуто предположение о существовании определенных закономерностей между чертами характера подростков и стилем семейного воспитания.
Вопросы и комментарии к докладу
Задайте свой вопрос к докладчику или оставьте комментарий
Оцените доклад (от 1 до 5 баллов)