Суббота, 04.05.2024, 00:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Profession

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Новости (темы) » XIV Региональная студенческая научно-практическая конференция » Биканасова Алсу Мансуровна (Степень насыщенности значимыми событиями)
Биканасова Алсу Мансуровна
NGTerДата: Вторник, 08.03.2011, 16:05 | Сообщение # 1
Лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 47
Награды: 0
Репутация: 31
Статус: Offline
Биканасова А.М.
Научный руководитель – к.псх.н.,доцент Вазиева А.Р.
Степень насыщенности значимыми событиями, потерь и приобретений пожилых людей

В современной научной литературе утверждается мысль о том, что старение не может рассматриваться как простая инволюция; оно рассматривается как продолжающееся становление человека, включающее не только приспособительные и компенсаторные механизмы жизнедеятельности, но и активное взаимодействие с миром. В исследованиях личности пожилых людей подчеркивается, что только комплексный, ориентированный на весь процесс жизни анализ может открыть новые возможности изучения и понимания процесса старения.
Особое место в ряду важнейших детерминант старения следует отвести осмыслению жизни – не только текущей, но и прожитой и будущей. Осмысление стареющим человеком своего существования – нынешнего и прошлого – оказывает принципиальное влияние на характеристику завершающих фаз его жизненного пути. Эта мысль неоднократно высказывалась в отечественной психологии. Однако эмпирических фактов, подтверждающих и конкретизирующих её, явно недостаточно.

С этой целью нами были изучена взаимосвязь между осмысленностью жизни и её субъективной картиной (т.е. восприятием и переживанием собственной жизни) у пожилых и особенности этой взаимосвязи у пожилых людей с разным образовательным уровнем. Исследование проводилось с помощью следующих методик: «Тест смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьев), анкета «О смысле жизни» (В.Э. Чудновский), биографические методики «Оценивание пятилетних интервалов» и «Цветовые ассоциации жизненных событий» (А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров). В эмпирическом исследовании (проведённом совместно с Карандеевой Ю.А. и Шкамаридиной Р.Н.) приняли участие 90 человек в возрасте от 55 до 70 лет.

Основные результаты исследования состоят в следующем. Позитивность восприятия пожилыми людьми всех периодов их жизни тесно связана с разными аспектами осмысления ими собственной жизни: чем более осмыслено ими их прошлое, настоящее и будущее и вся жизнь в целом, тем более позитивно они воспринимают эти периоды жизни. Чем больше осмысливается ими будущее (т.е. больше в будущем целей, придающих ему смысл), тем больше надеются прожить пожилые люди и более перспективным представляется им их будущее, они связывают с ним больше значимых жизненных ожиданий.Пожилые люди, занимающие по отношению к собственной жизни субъектную позицию, по сравнению с пожилыми людьми, ощущающими себя «жертвами жизненных обстоятельств», оценивают своё прошлое, настоящее и прогнозируют будущее как более позитивное и событийно насыщенное. Уверенность в своей способности контролировать собственную жизнь значимо положительно коррелирует с показателем «расширения» смысла жизни и соответственно отрицательно – с показателем «сужения» смысла жизни. Иначе говоря, пожилые люди, которые воспринимают себя «жертвами жизненных обстоятельств», отмечают «сужение» смысла жизни или полную его потерю.

Существуют заметные различия в осмыслении собственной жизни пожилыми людьми с разным образовательным уровнем. Пожилые люди с высшим образованием, по сравнению с пожилыми людьми, не имеющими его, более осмысленно воспринимают как всю свою жизнь, так и отдельные её периоды; они больше удовлетворены собственной жизнью и гораздо в большей степени уверены в том, что могут контролировать собственную жизнь и управлять ею, т.е. выступать субъектами собственной жизни (различия значимы при p ≤ 0,006). Среди них больше тех, кто считает, что смысл жизни с возрастом дифференцируется, конкретизируется и «расширяется». У пожилых людей с высшим образованием преобладают определения смысла собственной жизни – «делать добро», «быть нужным семье и обществу»; 38 % респондентов без высшего образования отмечают, что они утратили смысл жизни (преимущественно из-за нестабильной ситуации в стране) и просто «живут, доживают».

Восприятие и переживание пожилыми людьми, имеющими высшее образование, как всей своей жизни, так и отдельных её периодов, более позитивно, чем таковое у пожилых людей, не имеющих высшего образования. Наибольшее различие обнаружено между сравниваемыми группами в их восприятии и переживании будущего: пожилые люди с высшим образованием видят в нём гораздо больше позитивных событий. При этом у женщин, не имеющих высшего образования, процент негативных событий в будущем превышает процент позитивных событий в этот же период (42% и 26%).
Таким образом, можно полагать, что переживание собственной жизни у пожилых людей тесно связаны с особенностями её осмысления.

Вышеприведённые эмпирические данные свидетельствуют о важности осознания и переживания смысла жизни в период старения для продления и сохранения полноценной и активной жизни пожилого человека. Практическая психологическая работа с пожилыми людьми должна быть, прежде всего, направлена на осмысление ими собственной жизни, её принятие и планирование. В этой помощи особенно нуждаются пожилые люди с низким образовательным уровнем.

Вопросы и комментарии к докладу:

Задайте свой вопрос докладчику или оставьте свой комментарий к докладу
Оцените доклад (от 1 до 5 баллов)

 
Форум » Новости (темы) » XIV Региональная студенческая научно-практическая конференция » Биканасова Алсу Мансуровна (Степень насыщенности значимыми событиями)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


© 2024 Выбор професии | Как правильно выбрать профессию
Республика Татарстан - Каталог сайтов


Весь материал представленный на сайте размещен пользователями сайта и исключительно с целью ознакомления. Сайт принадлежит студентам психологического факультета Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань)

Профессиональное самоопределение | Современные профессии | Влияние профессии | Самопознание | Оценить себя | Глоссарий | Профориентация | Интересное | О сайте | FAQ по сайту | Задать вопрос