Баширова А.Р.
Научный руководитель – к.псх.н., Чукмарова Л.Ф.
Социально-психологические особенности отношения родителей к детям в татарских и русских семьях
Проблема демографического поведения семьи приобрела в России особую остроту в течение последних двух десятилетий. Особую озабоченность вызывают неблагоприятные демографические показатели, свидетельствующие о продолжающейся депопуляции, высокой смертности населения при нарастании его старения, значительном количестве разводов. Также растут и показатели, характеризующие кризисное состояние семьи: увеличивается количество незарегистрированных браков и детей, рожденных вне брака.
При изучении особенностей трансформации демографического поведения российской семьи необходимо учитывать ее региональную и локальную специфики. Предполагается, что демографический кризис обусловлен в первую очередь этнопсихологическими особенностями семей. Рождение и воспитание ребенка требует наличия стабильной семьи, желающей детей и умеющей их воспитывать. В связи с различными государственными программами материальной поддержки у семей появилось желание рождения детей, однако здесь возникает вопрос об умении воспитывать подрастающее поколение, о грамотном отношении к детям.
Актуальность работы определяется также тем моментом, что в настоящее время существует мало исследований проблемы развития семейных отношений в развивающемся молодом городе. Город Набережные Челны с 70-х годов относится к категории молодых городов, где обычные городские проблемы сопряжены с этнокультурным многообразием мигрантов, ставших горожанами в первом поколении. В виду преобладающей численности в городе Набережные Челны и с целью рассмотрения этнических особенностей воспитания в качестве объекта исследования выбраны татарские и русские семьи.
Цель работы – изучение социально-психологических особенностей отношения родителей к детям в татарских и русских семьях.
Исследование проводится с помощью тест-опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) и анкеты «Психологический климат в семье», составленной на основе карты-схемы Л.Н. Лутошкина. Всего в исследовании приняло участие 51 семья: 27 татарских семей и 24 – русских. Возраст родителей от 30 до 45 лет. Возраст детей от 8 до 15 лет. Количество детей в семьях – от 1 до 3 детей.
Анализ данных выявил различия в характеристиках социально-психологического климата семей разной этнической принадлежности. В татарских семьях преобладает благоприятный социально-психологический климат, в русских – неопределенный. Статистически достоверные различия существуют в оценке благоприятного социально-психологического климата: в татарских семьях, по сравнению с русскими, более выражены оценки климата в семье как благоприятного (φэмп=2,34 при p ≤ 0,01).
Выбор стиля семейного воспитания и характер его взаимосвязи с социально-психологическим климатом в гораздо большей степени различают этносы, чем сближают их. В русских семьях с благоприятным социально-психологическим климатом преобладают стили принятии и кооперации, семьях татар – стиль кооперации.
В русских и татарских семьях с неопределенным социально-психологическим климатом доминирующим является стиль авторитарной гиперсоциализации. В русских семьях с неблагоприятным социально-психологическим климатом распространение получает стиль «Инфантилизация», в семьях татар – «Авторитарная гиперсоциализация».
Проведенный корреляционный анализ показал, что между стилем отношения родителей к ребенку и социально-психологическим климатом в семье существует взаимосвязь. Дружественная атмосфера, приятие ребенка и взаимные симпатии являются показателем того, что ребенок изначально принимается родителями, они сотрудничают с ним, не опекая и не контролируя его, а позволяя ему приобретать личный необходимый в жизни опыт путем проб и ошибок.
Выявлена взаимосвязь между авторитарным стилем воспитания и неопределенным социально-психологическим климатом в русских семьях (rэмп=0,31 при p ≤ 0,01); между стилем сотрудничества и благоприятным социально-психологическим климатом в татарских семьях (rэмп=0,30 при p ≤ 0,01).
Вопросы и комментарии к докладу:
Задайте свой вопрос докладчику или оставьте свой комментарий к докладу
Оцените доклад (от 1 до 5 баллов)