Как правило, учитель осознает нарастающую невротичность. Этот факт имеет исторические корни («Мелкий бес» Ф.Сологуба). В конце 19 века философ В.Розанов отмечал, что в России есть различные покровительства, в том числе животным, но нет никого, кто заботился бы об учителе. Чем же отличается профессия педагога? Во-первых повышенным долженствованием. Ситуация усугубляется тем, что дети с каждым годом все больше узнают учителя. Требования, предъявляемые к учителю - его поведению, ценностям, манере одеваться и т.п. - зачастую завышены, а то и вовсе невыполнимы. Информационная перегрузка - второй важный фактор, приводящий к раннему эмоциональному выгоранию. Профессиональные риски формируются со студенческих лет. Будущий преподаватель должен научиться работать с информационной средой. Процесс познания связан с физиологической нагрузкой. Информационные перегрузки приводят к раннему выгоранию, сенсибилизации эмоциональной сферы. Загруженность студентов не должна превышать 36 часов в неделю с учетом самостоятельной работы. Но нагрузка распределяется неравномерно, кроме того, студенты совмещают работу с учебой и не умеют продуктивно работать с информацией, что приводит к повышенной утомляемости. Умственный и физический труд связаны между собой и влияют друг на друга. Еще в 1893 году Моссо с помощью эргографа определил, что профессор, прочитавший лекцию студентам, утомляется настолько, что после лекции мышечная сила его руки уменьшается на 21%. После экзаменв (3 часа) мышечная сила уменьшилась в 4 раза. Особенности труда педагога: 1. Одновременное наблюдение за несколькими изменяющимися во времени производственными процессами или осмысление деятельности многих людей (учащихся). 2. Частое и быстрое информационное переключение направления внимания на множественность объектов, постоянная переадаптация, быстрая реакция на ситуации в аудитории. 3. Восприятие и переработка разнообразной и многочисленной информации, часто имеющей эмоциональный характер. 4. Острый дефицит времени для переработки этой информации и для ответственных распоряжений. 5. Чувство повышенной ответственности за принимаемое решение. переходящее в эмоциональный стресс. 6. Необходимость сохранения интенсивности и напряженности внимания, памяти мышления, эмоций и различных гомеостатических констант организма. 7. Гипокинезия, малые физические усилия. 8. Необходимость одновременной мыслительной деятельности и эмоционального напряжения для решения производственных задач. Повышенный риск в работе учителя связан с действием нескольких факторов: 1. Физиологические: фактическая ненормированность рабочего дня (преподаватель постоянно готов к нагрузкам), несбалансированность режима труда и отдыха, проблемы с питанием. 2. Неадекватная оценка труда педагога обществом в целом. 3. Некорректность предъявляемых требований (завышенных) 4. Изменяющийся интеллектуальный потенциал учащихся 5. Отличающиеся стили взаимоотношения разных педагогов с учащимися одной референтной группы.
Весь материал представленный на сайте размещен пользователями сайта и исключительно с целью ознакомления. Сайт принадлежит студентам психологического факультета Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань)