Пятница, 03.05.2024, 16:53
Приветствую Вас Гость | RSS

Profession

Мини-чат
200
Облако тегов
Нужна помощь!
Голосуем за название сайта!
Всего ответов: 127
По вашему мнению
Для чего нужно высшее образование?
Всего ответов: 133

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология развития

Особенности организации труда ребенка.
Особенности организации труда ребенка.
1-постановка цели
2-планирование труда
3-результат труда
4-труд и игра
5-труд и занятия
Цель перед ребенком вначале ставится педагогом, целесообразный характер действий, придающим своеобразие предметного действия, возникает на основе подражания.
Усвоение способа действия с предметом в процессе ориентировочной деятельности самих детей иногда подсказывается взрослыми в совместной деятельности с ребенком. Этот процесс является важным побудительным фактором развития личности ребенка, приводит к осознанию (еще не полному и не точному) собственных возможностей вызывает стремление к известной независимости от взрослого. «Я сам», - заявляет он.
Действия ребенка 1,5-2 лет, пытающегося самостоятельно надеть и снять одежду, обувь, есть, расчесывать волосы, что – то мыть, вытирать, примитивны, но значение их очень велико, и заключается в том, что цель в большинстве случаев достигается выполнением этого единичного действия. Это уже не игра: действия протекают в реальном плане, и именно в них мы видим зачатки трудовой деятельности, а несколько позднее в 3-4 года, - отдельные виды хозяйственно – бытового труда, самообслуживания, ручного труда.
Дальнейшее развитие действия с предметами и первой ориентировочной деятельности приводит ребенка к игре. Она протекает не с предметами обихода, а с игрушками – копиями реальных вещей, В процессе игры возникает перенос действия с одного предмета на другой.
Таким образом, от процессуальных действий манипулятивного характера ребенок переходит к игре с предметами, которые в ходе ее постепенно осознаются им, и действием, которые приводят к простой, но уже выделенной в сознании цели.
Стремление ребенка сделать что – то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности. В первых попытках ребенка действовать, самостоятельно развивая такие качества личности, как активность, самостоятельность, целеустремленность, инициатива, ребенок впервые испытывает напряжение физических сил и разума.
Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность её осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность детей, не следует избегать непосильной для них работы. Если же ребенок по своей инициативе берет сложную работу, ему надо дать возможность попытаться собственными силами её выполнить. И лишь тогда, когда воспитатель заметит, что ребенок испытывает затруднение, которое он сам не может преодолеть, оказать ему помощь.
Не следует идти по пути привлечения к труду только тех детей, которые уже умеют работать:
Обладают определенными навыками, не отвлекаются от выполняемого дела, доводят его до конца, умеют действовать совместно. Необходимо вовлекать в труд и тех детей, которые ещё не умеют работать, их надо научить тому, что они не умеют делать.
Для развития целенаправленности большое значение имеет формирование совместной деятельности 2-3 детей.
Привычные действия, повторяющиеся изо дня в день, укрепляют навыки выполнения той или иной работы, но не всегда ведут к развитию самостоятельности. Овладев навыком выполнения того или иного трудового процесса, ребенок утрачивает к нему интерес, так как от него уже не требуется усилий и он спокойно относится к тому, что работу за него выполняют другие дети и взрослые.
Рассматривая труд как целенаправленную деятельность, важно развивать у детей способность самостоятельно поставить цель и осуществить её.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях, в повседневных делах приучаются сами ставить цель: привести в порядок книги на книжной полке, убрать строительный материал, постирать кукольную одежду, расчистить дорожку от снега, полить цветы. Воспитатель, направляя детей на непорядок, представляет детям самим сделать выбор и вывод о том, как его устранить.
К старшему дошкольному возрасту определяются общественные мотивы труда, они более отчетливо выступают у тех детей, которые на 4 -5 году стремятся принести пользу окружающим. Для ребенка важно видеть связь между тем, что делать, и тем для чего делать. Необходимо, чтобы эта связь нашла опору в жизненном опыте ребенка.
Способность детей 6 – 7 лет самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где дети получают в итоге материальный результат : работа в цветнике, на огороде, поделка игрушек из бумаги, дерева и другого природного материала. В этом возрасте целенаправленная деятельность детей приобретает большую устойчивость при наличии мотивов, имеющих общественное значение.

2. Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь ввиду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.
Элементарное планирование могут выполнять дети 5-7 лет. Умение планировать деят-ть склад-я постепенно из тех простых действий, которые необходимо выполнять в логической последовательности.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста можно строить требования так чтобы в режимных процессах открывались возможности для постепенного приучения их действовать организованно, уметь выделить, что надо сделать сначала, а что потом, почему надо делать этой, а не в иной последовательности.
(При умывании надо завернуть рукава, чтобы не замочить их, а потом вымыть руки, а лицо умывать уже чистыми руками.)
Таким образом, последовательность действий определяется воспитанием, дети постепенно приучаются придерживаться этой последовательности в работе.
При отсутствии плана действий деятельность детей хаотична.
Однако здесь перед воспитателем стоит задача- в процессе работы направить детей на логическую последовательность действий, которая может привести к лучшему результату( меньшая затрата сил, времени, лучшие удобства).
Умение планировать работу наиболее успешно формируется в трудовом процессе, т.к. в игре ребенок больше подчиняется свободному замыслу.
На занятиях план чаще всего предлагается педагогом, т. к. здесь основной задачей является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать.
Совершенствование навыка планирования деятельности происходит в ежедневной работе( дежурстве, уход за комнатными растениями).
Важно, чтобы в этом труде дети действовали не случайно, не хаотично, а продумывали последовательность действий.
3. В труде результат - обязательный компонент деятельности. Но его достижения нельзя рассматривать как главную задачу, ради которой эта деятельность организуется. Достижение результата имеет прежде всего как пед-й фактор который помогает воспитывать у детей интерес к труду.
По мере формирования основных компонентов трудовой деятельности (постановка цели, планирование и достижение результата) меняется и отношение ребенка к труду. Теперь сам процесс доставит детям радость.
4. Действия совершаемые в процессе игры, часто направлены на изображение того или иного трудового процесса, которые дети наблюдают у взрослых: приготовление пищи, мытье посуды, уборка комнаты, стирка белья. Они свидетельствуют о желании подражать взрослым. Это желание они удовлетворяют в игровой ситуации: как будто моют посуду, готовят обед и т.д.
В игре дети в специально созданных условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игрушечных предметов, заменяющие настоящие, используемые взрослыми в процессе труда. Игра не приносит никакого видимого результата, но вызывает у детей радость и удовлетворение. Игра как деятельность развивается самим ребенком. Педагог осуществляя руководство ею, считается с замыслом и интересами ребенка, сам же не всегда является участником игры, да его непосредственного вмешательство в игру не всегда и нужно. Изготовление игрушек, необходимых для игры, на какое-то время отвлекает от нее детей, но как только работа заканчивается, перед ними открываются новые перспективы. Игрушка, сделанная своими руками, охотно используется детьми в игре, обогащает её содержание.
5. Неменее важно выяснить вопрос о месте занятий организации процесса труда. В форме занятий осуществляется обучение навыкам накрывания на стол, приготовление некоторых блюд к обеду, различные трудовые процессы в природе: вскапывание грядок, посадка лука, рассады, семян и даже поливка. На занятиях проводят ремонт игрушек, ремонт книг, посадка лука в ящик. В процессе трудового воспитания на занятиях детей знакомят с трудом взрослых.
Во время экскурсии по д/саду малыши видят, как работают няни, повар, м/сестра. С целью ознакомления с трудом взрослых детям читают худ. лит-ру, рассматривают с ними картинки, на которых изображены трудовые процессы, проводят беседы. Так на занятиях у детей формируют представление о труде, расширяют их кругозор, развивают гражданские чувства. Труд детей в д/саду организуется как деятельность, результат которой оказывается жизненно необходимым. Эта деятельность постепенно отходит от игры, занятий и приобретает самостоятельное значение уже на ранней ступени дошкольного возраста. Когда ребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьма несложными делами можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые возложит на него школа.
Категория: Психология развития | Добавил: Ксения (25.12.2011) | Автор: Ксения
Просмотров: 1592 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
События
Вход на сайт
Страницы
Собеседование
Причины увольнений
Категории
Выбор профессии [42]
Условия выбора професии
Психология развития [12]
Психология развития
Тесты [4]
Термины [121]
Человек в организации [15]
Профессии [6]
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

© 2024 Выбор професии | Как правильно выбрать профессию
Республика Татарстан - Каталог сайтов


Весь материал представленный на сайте размещен пользователями сайта и исключительно с целью ознакомления. Сайт принадлежит студентам психологического факультета Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань)

Профессиональное самоопределение | Современные профессии | Влияние профессии | Самопознание | Оценить себя | Глоссарий | Профориентация | Интересное | О сайте | FAQ по сайту | Задать вопрос