Понедельник, 20.05.2024, 11:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Profession

Мини-чат
200
Облако тегов
Нужна помощь!
Голосуем за название сайта!
Всего ответов: 127
По вашему мнению
Для чего нужно высшее образование?
Всего ответов: 133

Каталог статей

Главная » Статьи » Выбор профессии

Влияние работы на обучение студентов.
Работающие студенты: плохо это или хорошо?

Сейчас совмещение работы и учебы для многих студентов стало делом привычным. Кому-то оно дается легче, кому-то тяжелее. Но часто студенты очной формы обучения продолжают работать, несмотря на возникающие при этом трудности. Почему так происходит? И чего больше приносит совмещение работы и учебы: пользы или вреда?

Конечно, важную роль здесь играют причины, заставляющие студентов сочетать эти виды деятельности. Вот что рассказали по этому поводу студенты КемГУ. Павел, студент математического факультета, работает в центре электронных технологий: "Устроился сюда из-за денег, которые мне очень нужны. В принципе, работаю по специальности, поэтому получаю и некоторый практический опыт. Но после окончания университета собираюсь искать другую работу". Виктория, студентка матфака, работает учителем информатики в школе № 33 г. Кемерово: "Для меня очень важен получаемый опыт, работа в школе мне нравится, с удовольствием осталась бы здесь. Но зарплата учителя совсем невысокая, а своего жилья в городе у меня нет. Поэтому придется искать другую работу, где оплата позволит снимать квартиру". Александра, студентка социально-психологического факультета, помимо учебы занимается пением: "Музыкой я увлекаюсь с шести лет. Естественно, после поступления в университет любимое занятие бросать не хотелось. Однажды меня пригласили выступить в ресторане. Я согласилась, даже не думая, что за это могут заплатить. Но мне заплатили и предложили постоянную работу. Оказалось, что хобби может приносить и неплохие (по студенческим меркам) деньги. Пока я ещё не решила, буду ли после окончания вуза работать по специальности".

Неоднозначное отношение вызывают работающие студенты и у преподавателей. "Думаю, что эту проблему нужно рассматривать в её развитии, - считает Юрий Говоров, декан факультета истории и международных отношений КемГУ - В советское время работающий студент был редким исключением из общего правила. Он выпадал из четкой системы, в рамках которой основной задачей студента было учиться, не пропуская занятий, и активно участвовать во всех общественных мероприятиях (например, у историков - по партийной или комсомольской линии). Вопрос с работой стоял тогда жестко: не можешь учиться на дневном отделении без работы - переводись на заочное. Потом пришли 90-е годы, когда многим студентам стало очень тяжело: из-за постоянных невыплат зарплаты исчез надежный домашний "тыл", а прожить на стипендию было практически невозможно. Конечно, в такой ситуации запретить студентам работать мы не могли (почти 40 % из них тогда подрабатывали в той или иной форме). Не могли мы и сказать им, как раньше: "Переводитесь на заочное!" Ведь это означало перевод на контрактную форму обучения, а для парней ещё и автоматическую постановку на учет в военкомат, скорый призыв в армию. А в это время была война в Чечне: В итоге деканат шёл навстречу работающим студентам и разрешал им продление сессии. Если когда-то работа не была для нас веским аргументом (хочешь работать - пожалуйста, но все зачеты и экзамены должны быть сданы по графику), то теперь мы стали учитывать это обстоятельство. Хотя ничего хорошего в подобном совмещении нет. То, что пропустил во время занятий, потом будет очень сложно наверстать. Конечно, это скажется и на качестве работы. Так что студент должен учиться, а после получения диплома - работать, причем по специальности. Поэтому моё личное мнение таково: работающий студент - это в конечном счете плохо".

"Я отношусь одинаково ко всем студентам, независимо от того, работают они или нет, - говорит Наталья Мелькина, преподаватель факультета филологии и журналистики КемГУ. - Везде есть люди, которым учиться интересно: они пришли на свой факультет, занимают свое место, поэтому посещение занятий для них - не повинность. Конечно, когда такие студенты устраиваются на работу, они все прекрасно успевают, делают все отлично не только в университете, но и на своем рабочем месте. Одновременно всегда есть и те, кто и не учится, и не работает. Так что весь вопрос заключается в том, каков сам человек и чего он хочет в этой жизни добиться, а каких-то единых законов здесь не существует".

Значимым фактором является и то, куда устраивается работать студент. Работа по специальности дает будущему выпускнику вуза гораздо больше перспектив и возможностей. Вот только найти такое место может далеко не каждый. "Наш опыт показывает, что студенты могут устроиться не везде. В основном их приглашают туда, где технология работы не требует постоянного присутствия, где можно работать посменно, в вечернее время или по выходным. Среди профессий, которые чаще всего предлагают студентам, можно назвать следующие: агент банка, рекламный агент, менеджер, воспитатель, грузчик, дворник, кассир, официант, фасовщик, продавец, различные строительные специальности, - рассказывает Василий Виноградов, начальник отдела информационной политики Центра занятости населения г. Кемерово. - Вакансии, на которые работодатель может принять студента, существовали в нашей базе данных всегда. Но если ещё десять лет назад они были единичны, то теперь их число заметно выросло. Например, с начала 2008 года зарегистрировано 311 таких вакансий по 47 специальностям (в настоящий момент в банке данных имеется 183 вакансии по 30 специальностям). Летом предложений от работодателей становится больше. Поэтому каждый год в начале июня мы проводим "Ярмарку вакансий на летний период по временным работам для школьников и студентов", где представлены рабочие места, не фиксируемые нашим банком данных. В этом году в мероприятии участвовали 47 организаций и предприятий города. Было представлено 838 вакансий, из них для студентов - 496. В ходе ярмарки работу нашли 400 человек, в том числе 196 студентов. Обучаясь на последних курсах, будущие специалисты часто находят работу в соответствии со своей профессией. А после получения диплома работодатели нередко предлагают им остаться. Эта тенденция особенно ярко проявляется в последнее время. Некоторых специалистов теперь довольно сложно найти на рынке труда. Поэтому работодатели стали активнее сотрудничать с учебными заведениями и охотнее брать на работу студентов. А вообще мониторинг посещаемости Центра занятости показывает, что количество обращений студентов постоянно увеличивается. И это вполне логично, ведь вакансий для них также становится больше".

Несомненное преимущество совмещения работы и учебы - приобретение практических навыков. Ведь одна из главных проблем, с которой сталкиваются многие выпускники вузов, - нежелание работодателей принимать людей, не имеющих опыта. И здесь в выигрыше оказываются те, кто успел поработать во время учебы: часто им легче занять вакантное место, чем тем, кто ещё не работал. "Правда, многие студенты отмечают, что с выходом на работу им стало гораздо тяжелее учиться, - говорит Елена Варсеева, специалист психологической службы КемГУ. - У них нередко снижается успеваемость, потому что работать приходится в ущерб учебе. Но, с другой стороны, такие студенты умеют правильнее организовать свое время. У них вырабатывается собственный режим, который позволяет эффективнее использовать не только рабочее, но и учебное, и личное время. Важен и опыт вхождения в профессиональную среду, что способствует развитию большей самостоятельности. Если студент работает по специальности, у него появляется умение применять на практике полученные знания и подкреплять их примерами уже из собственной деятельности. Когда студент находит работу, не связанную с будущей профессией, актуальной становится фраза: "Не попробуешь - не узнаешь". У человека появляется возможность понять, насколько правильно он выбрал свою специальность. Бывает и так, что занятие, далекое от получаемой профессии, становится для студентов намного привлекательней и интересней". Итак, причины, заставляющие студентов работать, могут быть самыми разными. Различны и мнения, которые высказывают по этому поводу преподаватели. Но оценивать ситуацию и делать выбор все равно должен сам студент, ведь у каждого свои обстоятельства, свои цели и принципы, которым он следует в жизни.


Источник: http://www.hrmonitor.ru/index.php?p=2&ter=town&town_id=405&pname=news&news_id=3482
Категория: Выбор профессии | Добавил: Марселиса (06.10.2011)
Просмотров: 2870 | Комментарии: 1 | Теги: работа и обучение студентов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 NGTer  
0
Интересно, что думают по этому поводу преподаватели ИЭУиП?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
События
Вход на сайт
Страницы
Собеседование
Причины увольнений
Категории
Выбор профессии [42]
Условия выбора професии
Психология развития [12]
Психология развития
Тесты [4]
Термины [121]
Человек в организации [15]
Профессии [6]
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

© 2024 Выбор професии | Как правильно выбрать профессию
Республика Татарстан - Каталог сайтов


Весь материал представленный на сайте размещен пользователями сайта и исключительно с целью ознакомления. Сайт принадлежит студентам психологического факультета Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань)

Профессиональное самоопределение | Современные профессии | Влияние профессии | Самопознание | Оценить себя | Глоссарий | Профориентация | Интересное | О сайте | FAQ по сайту | Задать вопрос