Сарварова Э.Э.
Научный руководитель – к.псх.н, доцент Шулаева М.В.
Сексуальное насилие над детьми как социокультурная проблема
Следует признать, что существование насилия в обществе – это, прежде всего следствие традиционного воспитания, когда агрессивное поведение рассматривается как единственный способ разрешения существующих проблем. При этом социализация мальчиков направлена на проявление агрессии против других людей.
На фоне экономических и политических изменений происходящих в нашем обществе, все более серьезной проблемой становиться хроническое и повсеместное насилие в отношении детей. Ни один из институтов социализации ребенка (семья, школа и т.д.) не в состоянии обеспечить ему абсолютную безопасность.
Поскольку сексуальное насилие над детьми - это обычно скрываемое преступление, трудно оценить его реальные объёмы. Однако исследования подтверждают, что оно встречается довольно часто.
В стенах образовательного учреждения, представленного разновозрастной аудиторией часто формируется отношение подростка к младшему, как к вещи, при помощи которой можно снять сексуальную тревогу, на которой можно сорвать раздражение. По своему характеру это слабые, неуверенные в себе молодые люди, которым трудно чувствовать себя на равных со сверстниками. Ребенок привлекает их не столько своей сексуальной незрелостью и половой незавершенностью, сколько беззащитностью, - он зависит от взрослого, перед ним не стыдно показаться слабым и неумелым и даже проявить садистские наклонности. При этом срабатывают не только и не столько личностные, сколько ситуативные факторы. Многое зависит от микросоциальной среды и культурных установок, принятых в обществе. Сексуальные контакты с детьми большей частью воспринимаются подростками не как изнасилование, а как обычная силовая игра и сексуальное экспериментирование. Однако эти "игры" имеют серьезные социальные и психологические последствия.
В большинстве случаев сексуальное насилие происходит в контексте сложившихся отношений между насильником и ребенком. Это дает возможность насильнику эксплуатировать потребности и страхи ребенка. К примеру, преступник использует угрозы для того, чтобы сохранить факт насилия в секрете, что наносит ребенку моральный вред. Преступники часто запугивают детей, говоря им, что если они все расскажут, то пострадают другие члены семьи, что насильника посадят в тюрьму или что за этим последует наказание.
Наиболее встречаемыми индикаторами поведения ребенка, подвергшегося сексуальному насилию являются следующие: частая бессонница, пугливость, ночные страхи; боязнь конкретного человека или группы людей, боязнь возвращаться домой или, наоборот, оставаться там, в одиночестве, страх перед воображаемыми объектами; секретные, особые отношения между ребенком и каким-либо подростком или взрослым; саморазрушающее, бесшабашное поведение (злоупотребление алкоголем, токсическими препаратами), неразборчивость в знакомствах, самоповреждения, попытки самоубийства (могут выражаться не прямо, а в подверженности всяким несчастным случаям), побеги из дома и т.д.
Из физических индикаторов стоит отметить только малоизвестные, такие как повторяющиеся физические недомогания, без видимых оснований: частые боли в животе, постоянная боль в горле, рвота, отказ от пищи или постоянное жевание чего-нибудь.
Важным показателем служат попытки ребенка рассказать о сексуальном насилии в завуалированной форме — рисунки, реалистические сказки, намеки: «Я знаю одну девочку, она…»
Детей, переживших сексуальное надругательство часто отличают необычные сексуальные познания, неуместные для возраста и уровня развития сексуальные игры, включая игры с игрушками, чрезмерная самостимуляция гениталий, имитация полового акта с друзьями, сексуализированные поцелуи во взаимоотношениях с родственниками, компульсивное сексуальное поведение (то есть хватание за грудь либо гениталии или неожиданное раздевание), спутанность по поводу уместных сексуальных границ, неожиданные перемены в чувствах по отношению к конкретному человеку (например: «Я теперь ненавижу дядю Витю…»).
Почти всегда ребенок, вне зависимости от возраста, остро переживает чувство вины и стыда за происшедшее. Он, как это ни парадоксально, считает себя виноватым в том, что взрослый так с ним обошелся.
Ребенок винит себя в том, что вел себя как-то не так, что его поведение побудило взрослого сделать ему нечто стыдное. За чувством стыда спрятан страх обнародования этого стыда, боязнь презрения близких, насмешек сверстников, ужас покинутости, отвержения, смерти от эмоционального голода. Ребенок в таких ситуациях часто рефлекторно поднимает руку, чтоб загородиться, закрыть лицо. Кому из нас не знакомо желание исчезнуть, стать невидимым, провалиться сквозь землю…
Вопросы и комментарии к докладу:
Задайте свой вопрос докладчику или оставьте свой комментарий к докладу
Оцените доклад (от 1 до 5 баллов)