Попов О.С.
Научный руководитель – к.псх.н.,доцент Вазиева А.Р.
Самоотношение, самоактуализация личности и поведение в социальных сферах старшеклассников и студентов первокурсников
Наиболее важным признаком юношеского периода принято считать становление самосознания, которое имеет основополагающее значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности. Самосознание характеризуется своим продуктом – представлением о себе, «Я-образом» или «Я-концепцией».
Важной стороной человеческого самосознания является уверенность в себе, которая лежит в основе самоуважения, чувства собственного достоинства. Неуверенность в себе, наоборот, проявляется в неверии в свои силы и способности, отказа от выполнения деятельности, удовлетворения своих желаний и потребностей, лишает перспектив личностного роста и развития. Неуверенность нередко сопровождается повышенной тревожностью, ранимостью и незащищенностью, чувством неполноценности.
В данном контексте лица юношеского возраста являются той социальной группой, которая требует к себе пристального внимания исследователей. Это связано с самоотношением, которое обусловлено статусной неопределенностью и поиском социальных ролей, а также трудностями их освоения. И именно поэтому, изучение самоотношения, поведения в социальной сфере и самоактуализации старшеклассников и студентов первого курса является необходимостью в плане благоприятного развития и адаптации.
Полезно научить лиц юношеского возраста трезво оценивать неудачу, но обязательно раскрыть перспективы будущих успехов; целесообразно привлекать старших школьников к самооценке,, при этом акцентируя в своих комментариях положительные моменты как результаты самооценки, так и саму способность к ней; хорошим средством является привлечение к оценке конкретного учащегося других школьников или студентов с установкой найти положительные моменты в его результатах и способах деятельности.
Представляет интерес исследовать, отличительные особенности самоотношения, самоактуализации и поведения в социальной сфере, как связаны самоактуализация и самоотношение с поведением в социальной сфере в юношеском возрасте.
Объект исследования: старшеклассники и студенты первого курса. Предмет исследования: самоотношение, самоактуализация и поведение в социальной сфере.
Цель исследования: изучить самоотношение, самоактуализацию личности и поведение в социальных сферах старшеклассников и студентов первокурсников. Задачи исследования:
1. Провести обзор литературы по проблеме исследования;
2. Выявить и сравнить особенности самоотношения, самоактуализации и поведения в социальных сферах старшеклассников и студентов первокурсников.
3. Провести корреляционный анализ связи самоотношения и самоактуализации с поведением в социальных сферах старшеклассников и студентов первокурсников.
Гипотезы исследования: 1) особенности самоотношения и самоактуализации старшеклассников и студентов первокурсников различаются; 2) поведение старшеклассников и студентов первокурсников в различных сферах различается; 3) существует взаимосвязь показателей самоотношения и самоактуализации с особенностями поведения в социальных сферах старшеклассников и студентов первокурсников.
В процессе работы мы использовали следующие группы методов: анализ теоретических источников, беседа, анкетирование, анализ результатов. Методики исследования: 1) методика исследования самоотношения» С. Р. Пантелеева; 2) тест «Самоактуализация личности» Шостром; 3) биографический опросник BIV.
Методологической основой исследования являются работы В.В. Столина о самосознании; Н.И. Сарджвеладзе о трехкомпонентной структуре самоотношения, А. Мослоу о самоактуализации.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны психологам школ в целях проведения индивидуально-ориентированной профориентации среди учащихся; руководителям учебно-образовательных учреждений различных ступеней.
Вопросы и комментарии к докладу:
Задайте свой вопрос докладчику или оставьте свой комментарий к докладу
Оцените доклад (от 1 до 5 баллов)