Пахомова Р.
Научный руководитель – к.псих.н., Чукмарова Л.Ф.
Особенности родительского отношения и локуса контроля подростков в русских и татарских семьях
Формирование личности ребенка зависит от особенностей отношения родителей к ребенку. А особенности родительского отношения зависят от социокультурных и семейных традиций, от клинико-психологических особенностей ребенка, от этологического фактора раннего контакта ребенка с матерью, от особенностей общения взрослых членов семьи между собой и в том числе от особенностей личности самого родителя.
Среди богатого и своеобразного культурного наследия русского и татарского народа важное место занимают традиции, связанные с социализацией детей в семье. Культура народа накладывает отпечаток на семейный уклад жизни, а через него на процесс вхождения детей в мир взрослых. Поэтому русская и татарская семья, а именно отношение к ребенку представляет особый интерес для нашего исследования.
Локус контроль - качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, либо собственным способностям и усилиям. Измерение уровня субъективного контроля может быть использовано для выявления тревожных, дезаптированных подростков с экстернальным локусом контроля. Это поможет оказать им помощь, пока состояние затянувшегося стресса не привело их к совершению противоправных деяний и суицидальных попыток. Таким образом, несмотря на то, что дихотомия «экстернальность-интернальность» интерпретируются по-разному, подчас в рамках взаимоисключающих теорий, ясно, что локус контроля личности является ее важной интегральной характеристикой, показателем взаимосвязи между отношением подростка к самому себе и к окружающему миру.
Цель исследования: изучение особенностей взаимосвязи родительского отношения и локуса контроля подростков в русских и татарских семьях.
В качестве основного эмпирического инструментария применялись методики: 1) методика диагностики уровня субъективного контроля Дж.Роттера; 2) методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина.
Исследование было организовано и проведено на базе СОШ №1 села Актаныш РТ. В исследовании участвовали родители в возрасте от 30 до 45 лет. Общее количество 240 человек (120 отцов и 120 матерей). Испытуемые состоят в браке, и имеют по одному - два ребенка. А также их дети-подростки в возрасте от 14 до 17 лет обучающиеся в школах, из них 60 мальчиков и 60 девочек.
Подростки из русских семей имеют средний уровень интернальности в области достижений, средний уровень интернальности в области неудач, средний уровень интернальности в сфере семейных отношений, средний уровень интернальности в области производственных отношений, ниже среднего уровня показатель интернальности в области межличностных отношений, низкий уровень интернальности в сфере здоровья и болезни и средний уровень общей интернальности.
Подростки из татарских семей имеют выше среднего уровня интернальности в области достижений, средний уровень интернальности в области неудач, средний уровень интернальности в сфере семейных отношений, средний уровень интернальности в области производственных отношений, средний уровень интернальности в области межличностных отношений, низкий уровень интернальности в сфере здоровья и болезни и средний уровень общей интернальности.
Отцы и матери русских семей имеют средний уровень положительного отношения к ребенку, стараются принимать подростка таким, какой он есть, уважать и признавать его индивидуальность, одобрять его интересы, поддерживать планы, проводить с ним достаточно много времени; средний уровень стремления к сотрудничеству с ребенком, проявления с их стороны искренней заинтересованности и участия в его делах; средний уровень стремления к единению с ребенком и сохранения между ребенком и собой психологической дистанции; средний уровень контроля поведения ребенка, демократичности или авторитарности в отношениях с ребенком; средний уровень отношение к неудачам ребенка, к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Отцы и матери татарских семей имеют выше среднего уровня общего эмоционального положительного (принятие) отношения к ребенку; средний уровень стремления к сотрудничеству с ребенком, проявления с их стороны искренней заинтересованности и участия в его делах; выше среднего уровня стремления к единению с ребенком и сохранения между ребенком и собой психологической дистанции; средний уровень контроля поведения ребенка, демократичности или авторитарности в отношениях с ребенком; ниже среднего уровня отношения к неудачам ребенка, к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.
Вопросы и комментарии к докладу:
Задайте свой вопрос докладчику или оставьте свой комментарий к докладу
Оцените доклад (от 1 до 5 баллов)