Костина Надежда Михайловна
Научный руководитель: Шаймухаметова Светлана Фанусовна, к. псх. н., ст. преподаватель
Роль макиавеллизма в профессиональных достижениях работников сферы торговли
Современное рыночное общество характеризуется отсутствием стабильности и невозможно без высокой конкуренции, основанной на соперничестве, соревновании. В этих условиях неизбежно растет число случаев манипуляции общественным и индивидуальным сознанием. Современный человек – это манипулятор, кем бы он ни был. Манипуляция встречается повсюду. Манипуляция – это психологическое воздействие, направленное на человека, заставляющее его действовать в соответствии с целями манипулятора.
Одним из свойств личности, которое в наибольшей степени связано с манипуляцией является макиавеллизм. Макиавеллизм в современной психологии описывается двумя главными характеристиками: во-первых, убеждением субъекта в том, что при общении с другими людьми ими можно и даже нужно манипулировать и, во-вторых, навыками, умениями манипулирования. Принято считать, что каждый человек способен к манипулятивному поведению, но некоторые люди к нему более склонны и способны, чем другие.
Макиавеллизм как научная категория широко распространен в зарубежных психологических исследованиях (Р. Кристи, Ф. Гейс, П.И.Мадрак, С.Н.Рэй, Ч.Харрис), но практически не используется в отечественной психологии (А.А. Добрович, В.В. Знаков). Поэтому исследование макиавеллизма как психологического понятия представляет большой интерес вследствие отсутствия достаточного количества работ отечественных психологов на данную тему.
Торговля является одной из самых востребованных отраслей на рынке труда. В силу особенностей деятельности работники сферы торговли вынуждены все время общаться с большим количеством людей и реализовывать через них интересы торговой организации, что требует большой гибкости в общении и манипулятивных умений.
В настоящее время психологические и экономические теории не дают однозначного ответа на вопрос, от каких психологических характеристик зависит эффективность профессиональной деятельности работника торговли, а так же его профессиональный рост и развитие. Профессиональный рост и развитие – это процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию должностей, решению новых задач, направленный на преодоление расхождения между требованиями к работнику и качествами реального человека.
Почти каждый человек обладает значительным потенциалом личного и профессионального роста, и по мере удорожания человеческих ресурсов становится все более важным задействовать этот потенциал.
Известно, что одними из значимых факторов профессионального становления каждого человека являются его профессиональная Я-концепция, которую каждая личность воплощает в серию карьерных решений, а так же система ценностных ориентаций, интересов и социальных установок по отношению к работе.
Таким образом, актуальность изучения склонности к макиавеллизму, Я-концепции и смысложизненных ориентаций работников сферы торговли обусловлена в первую очередь социальным одобрением манипулятивного поведения, нарастанием агрессивных тенденций в обществе, жесткой конкуренцией в профессиональной среде, а так же ростом лидерских тенденций.
Вопросы и комментарии к докладу:
Задайте свой вопрос докладчику или оставьте свой комментарий к докладу
Оцените доклад (от 1 до 5 баллов)