Воскресенье, 19.05.2024, 20:39
Приветствую Вас Гость | RSS

Profession

Мини-чат
200
Облако тегов
Нужна помощь!
Голосуем за название сайта!
Всего ответов: 127
По вашему мнению
Для чего нужно высшее образование?
Всего ответов: 133

Каталог статей

Главная » Статьи » Выбор профессии

История профессиографии

История развития профессиографии


Потребность в психологическом изучении профессиональной деятельности возникла в обществе в связи с развитием технического прогресса и стремлением к наиболее экономически эффективному его использованию в промышленности, на производстве и транспорте, в военном деле во второй половине XIX века. В отечественной практике данная область знания начала развиваться с 20-х годов XX века в связи с решением таких практических задач, как профотбор, профконсультация, рационализация профессионального обучения, повышение профессиональной работоспособности или снижение профессионального утомления. Этот подход был назван профессиографией и рассматривался как основа решения любой практической задачи.
Проблема психологического изучения различных видов профессиональной деятельности по настоящее время занимает центральное место в ряде научно-прикладных направлений отечественной психологической науки (психотехнике, психологии труда, инженерной психологии, эргономике, организационной психологии).
Начиная с 1922 г., отечественные психотехники работают над созданием научно-методического подхода к психологическому исследованию профессиональной деятельности. Разработка принципов и методов психологического анализа профессиональной деятельности проводится в рамках двух основных направлений. Задача первого направления состояла в исчерпывающем описании и тщательном психофизиологическом анализе различных профессий для решения психотехнических задач: профотбора и профконсультации; профутомления и профобучения; рационализации рабочего места, реконструкции и проектирования профессий. В этом направлении развернулись работы методического и практического характера (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн, С.Г. Геллерштейн, И.П. Четвериков и др.)
Во второй половине 20-х годов, несмотря на отсутствие общеметодологических и теоретических основ исследования в советской психологической науке, отечественные психотехники формулируют некоторые принципы, методы и приемы психологического изучения профессиональной деятельности и оформляют их в специальный подход — про-фессиографию.
Сущность этого подхода выражена в самом понятии «профессиография» — это описательно-техническая и психофизиологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности: аналитическое описание профессии, включающее всю многообразную гамму внешних факторов, специфичных для конкретных видов труда, в значительной мере обусловливающих характер протекания профессиональной деятельности. В результате профессиографии составлялись профессиограммы профессий — систематизированные знания (социально-экономические, технологические, организационные и психофизиологические) о процессе, условиях и организации труда, а также психограммы профессий. Психограмма — психологический «портрет» профессии, представленный группой психологических Функций, актуализируемых конкретной профессией, и составленный на основе психологического анализа операционально-технологических, технических, гигиенических и Других характеристик конкретной профессиональной деятельности.
В качестве одного из основополагающих принципов профессиографии был установлен принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности, указывающий на необходимость целенаправленного исследования психологических особенностей профессионального труда, обеспечивающего решение конкретной практической задачи. Сущность этого принципа заключается в том, что программа профессиографирования должна быть направлена на выявление тех психофизиологических характеристик, изменение которых в процессе деятельности позволило бы подойти к решению конкретных практических задач. Например, для целей профотбора и профконсультации следует выделять те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых в отношении их пригодности к той или иной профессии. Для изучения профессионального утомления выделяются признаки, обнаруживающие наибольшую «хрупкость», являющиеся более лабильными в условиях профессиональной работы. Принцип целенаправленного профессиографирования обусловливает, таким образом, и объем получаемых о профессиональной деятельности сведений.
В целом в 20-е годы профессиографический подход к изучению психологических особенностей профессиональной деятельности включил в себя: 1) схемы изучения профессиональной деятельности; 2) комплекс методов изучения, анализа и экспериментального исследования профессиональной деятельности; 3) правила организации экспериментального исследования профессиографии.
Профессиография достаточно активно применяется в настоящее время не только в психологии труда, но и в инженерной психологии и эргономике.
В развитии отечественной профессиографии можно выделить три направления: первое — операционально-технологическое, второе — операторно-психологическое, третье — субъектно-деятельностное.
В операционально-технологическом направлении профессиография определялась как совокупность всех знаний, относящихся к описательно-технической и психофизиологической характеристике профессии. Профессия рассматривалась как сумма трудовых актов, требующих развития некоторых способностей, на основе которых осваиваются конкретные знания и навыки. Данный подход был достаточно глубоко разработан и содержал принципы и методы исследования, анализа и интерпретации информации о профессии, а также схемы ее сбора и описания.
Примером, иллюстрирующим возможности такого профессиографирования, является психограмма шофера, в которой выделенные психофизиологические функции определили «качества хорошего водителя». Эти функции объединены в три группы, исходя из условий решения шофером задач по управлению машиной. В первой группе были представлены функции, необходимые и достаточные для управления машиной по спокойной, не загруженной дороге и характеризующие некоторые особенности зрения, слуха, памяти, мышечных ощущений, координации движений, зрительной, слуховой, пространственной двигательной ориентации и координации. Водитель должен обладать хорошей двигательной памятью, уметь правильно оценивать пространственные объекты, достаточно быстро и точно определять направление и скорость двигающихся предметов, оценивать расстояния и их изменение в связи с движением разных предметов. Во второй группе качеств выделялись те, которые были необходимы при управлении машиной в сложных условиях, неожиданных дорожных ситуациях: быстрое реагирование (принятие решения) на «редкие раздражители», зрительно-моторная координация, соотношение наблюдаемых явлений с собственными движениями и т. п. К третьей группе качеств относились те, которые позволяют водителям избегать наездов в чрезвычайно трудных и сложных условиях движения. Речь идет о высоком совершенстве двигательных реакций, об умении изменять реакции и регулировать действия при меняющейся ситуации, то есть о пластичности психической деятельности, о точности реакции переключения, о сознательной регуляции действий.
Другим примером использования операционально-технологического похода в профессиографии может служить «модульный подход», который ориентирует при психологическом изучении профессии рассматривать ее как конструкцию, составленную из отдельных типовых элементов деятельности: предмета труда, орудий труда, целей труда, условий труда, технологических операций. Так, например, на основе изучения исполнения такой операции, как ручное перемещение грузов, определяются следующие профессионально важные качества: координация движений, глазомер, физическая сила и выносливость. А исполнение машинистом экскаватора такой операции, как изменение расстояния без помощи инструментов, требует глазомера и кинестетического чувства. В результате такого профессиографирования психологическая характеристика профессии (психограмма) определяется суммой модулей.
Операторно-психологическое направление в профессиографии обеспечивает изучение профессиональной деятельности как целостной сложноорганизованной динамичной системы, включающей два компонента: субъект труда (человек) и объект труда (трудовой пост). Эти компоненты рассматриваются как нормативно взаимосвязанные общими технологическими, технико-экономическими, социально-психологическими, юридическими условиями функционирования на трех уровнях системного анализа: нормативно-параметрическом, морфологическом и функциональном.
На нормативно-параметрическом уровне анализа объекта труда выделяются такие признаки предмета, средств и производственной среды в их взаимосвязи, которые зафиксированы в нормативной документации (технической, технологической, инструктивной, директивной, справочной и др.) как нормы и правила выполнения профессиональной деятельности. Например, нормативно-ориентированными признаками предмета и средств труда являются пространственное расположение или перемещение обрабатываемых изделий, их размеры, формы, цвет и т.д. На морфологическом уровне анализа происходит расчленение объекта на составляющие его части или элементы в нормативно заданной последовательности исполнения -выделяются схематически или описательно последовательности исполнения и структурные взаимосвязи между операционно-технологическими действиями. На функциональном уровне анализа изучается реализация процесса труда, то есть сама профессиональная деятельность (ее индивидуальная организация, исполнение, регуляция и коррекция).
Изучение субъектно-объектных взаимосвязей проводится с позиций теории деятельности А.Н. Леонтьева. В отличие от операционально-технологической профессиографии, где единицами анализа являются отдельные технологические операции, на основе деятельностного подхода выделяемые единицы анализа имеют четко очерченный психологический смысл. Так, изучаемый трудовой процесс рассматривается во взаимосвязи с личностным отношением человека к технологическому процессу, организации, условиям труда и с учетом профессиональной готовности (когнитивной и операциональной) субъекта и его психологических возможностей. Единицами анализа деятельности являются «отдельная (особенная)» деятельность, действие и операция. Деятельность «особенная» отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения...»; «предмет деятельности есть ее действительный мотив», отвечающий определенной потребности. Действие — процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть процесс, подчиненный сознательной Цели».
Особенность анализа, позволяющего выделить названные единицы, состоит в том, что он использует не расчленение Цельной деятельности на элементы, а раскрывает характеризующие ее внутренние отношения. Это - отношения, за которыми скрываются преобразования, возникающие в ходе развития деятельности, ее «движения». Сами «предметы» способны приобретать качества побуждений, целей, орудий только в системе человеческой деятельности: изъятые из связей этой системы, они утрачивают свое существование как побуждения, как цели, как орудия. Исследование деятельности требует анализа именно ее внутренних системных связей, так как отдельные «образующие» системы деятельности подвижны и изменчивы. Каждая из них может становиться более дробной или, наоборот, включать в себя единицы, прежде относительно самостоятельные. Деятельность представляет собой процесс, который характеризуется постоянно происходящими трансформациями. Например, то, что является целью деятельности, при изменении условий может стать ее способом и, наоборот, способы деятельности могут стать ее целью и т. д.
Итак, «отдельная (особенная)» деятельность выделяется из общего потока деятельности по различным признакам: форме, способам осуществления, эмоциональной напряженности, временным и пространственным характеристикам, физиологическим механизмам и т. д. В зависимости от того, какое значение приобретает тот или иной признак для субъекта и выступает ли этот признак или совокупность аналогичных признаков для него как основной предмет деятельности, побуждающий человека мобилизовать все свои возможности (волю, внимание, знания, умения и т. п.), выделяется деятельность, психологическая структура которой подлежит изучению.
«Действия» выделяются по конкретным задачам, которые должен решать субъект труда, заранее представляя способы их достижения и конечный результат. Задача же рассматривается как цель деятельности, данная в определенных условиях. Причем действие рассматривается в двух аспектах: интенциональном (что должно быть достигнуто) и операциональном (как, каким способом это может быть достигнуто), последний определяется не самой по себе целью, а объективно-предметными условиями ее достижения.
Операциональный аспект действия относится к операции, так как понятие операции соотносится с условиями осуществления действия, определяющего способы его реализации.
«Операции» выделяются по способу осуществления действия и представляют собой как бы частично «технический» состав действия.
Выделенные «единицы» взаимосвязаны между собой и при изучении деятельности рассматриваются во взаимодействии как целостный процесс.
В целом концептуальный аппарат теории деятельности задает общую ориентацию исследования субъектно-объектных взаимосвязей на операторно-психологическом и психофизиологическом уровнях регуляции и позволяет проследить динамику и трансформацию единиц макроструктуры в процессе формирования или утомления субъекта труда. Он же обеспечивает и оценку уровня сформированности, степени регуляции или активности операторной составляющей деятельности (исполнительной, мыслительной, перцептивной, коммуникативной и др.).
Примером использования данного подхода явилось профессиографическое изучение деятельности начальника отдела кадров, проведенное в связи с необходимостью разработки методов оценки и прогнозирования уровня профессионализма данной категории служащих. Так, из всех функций, которые должен выполнять начальник отдела кадров, в качестве отдельной «особенной» деятельности была выделена деятельность, осуществляемая им при приеме людей на работу. Это наиболее ответственный и сложный этап работы, так как от правильности его исполнения в большой степени зависит успешность обеспечения организации востребованными трудовыми ресурсами и их стабильность на работе. Как показало профессиографирование, для исполнения данной деятельности начальнику отдела кадров нужно было осуществить ряд действий: а) изучить документы поступающего на работу на основе знаний юридических, медицинских и квалификационных нормативов для оценки их соответствия; б) выяснить причины поступления и пожелания поступающего на работу на основе выявления его интересов, личных профессиональных планов, информированности о выбранной профессии и т. п.. для определения истинных причин поступления на работу; в) выделить конкретный трудовой пост для поступающего на работу с учетом разнообразных нормативов (социально-экономических, социально-правовых, социально-психологических, возраста, пола, здоровья и др.) в целях прогнозирования трудового поста, более благоприятного для поступающего в сочетании с запросами организации; г) познакомить поступающего на работу с функциями, правилами, правами и перспективами профессии на основе должностных инструкций условий оплаты труда, перспектив развития данной профессии и, в целях обеспечения поступающего необходимой достоверной информацией, направленной на активизацию желания поступить на предложенную работу.
Профессиографический анализ деятельности начальника отдела кадров позволил определить те психологические процессы и профессионально важные качества, которые необходимы данному специалисту для успешного выполнения работы. Так, при приеме на работу человека он должен оценить, познать, спрогнозировать его профпригодность. Кроме того, даже одинаковые психологические действия, осуществляемые им для достижения профессиональных целей, разнообразны по содержанию: когнитивные действия направлены и на сопоставление нормативных и документальных данных, и на обобщение полученной информации. А коммуникативные в одном случае должны обеспечить побуждение к общению, а в другом — побуждение к действию. Все названные показатели наиболее полно и адекватно могут раскрываться в процессах мышления и общения, являющихся центральными в труде начальника отдела кадров. Мыслительная активность может осуществляться по показателям продуктивного, репродуктивного и словесно-логического мышления, памяти (долговременной и оперативной), а характеристики, отражающие процесс общения, — по показателям речи, социальной перцепции, внимания устойчивого и избирательного, эмпатии, эмоционально-волевой устойчивости.
Третьим направлением развития профессиографии, реализовавшим в себе все позитивные моменты первых двух, является субъектно-деятельностный подход, основанный на научных идеях Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева.
В психологии труда субъектно-деятельностный подход обеспечивает познание психологической сути труда человека как индивидуума, осуществляющего конкретную социально значимую и технико-экономически нормированную деятельность. Труд рассматривается как осознанное целенаправленное исполнение человеком нормативно представленных действий заданными орудиями труда, а также как процесс, в котором человек реализует себя, осуществляя поиск и созидание новых способов и приемов достижения необходимых профессиональных результатов.
Характеризуя труд человека как «функциональную систему», а человека — как субъекта труда, инициатора активности, Е.А. Климов для изучения уровня его сформированности определяет следующие психологические признаки субъекта труда.
Первый признак — характеризует осознание человеком социальной ценности результата труда. Уровень данного осознания определяется на основании: а) степени представленности у субъекта труда знаний о требованиях к результату труда; б) характера познания социальной ценности предвидимых результатов труда для себя и для общества (отношение к делу); в) эмоциональных проявлений субъекта труда в деятельности и их адекватности его представлениям и знаниям.
Второй признак — сознание обязательности выполнения порученного дела в заданных нормах. Уровень представленности данного признака определяется на основании: а) оценки характера осознания необходимости и ответственности за выполнение работы в строго заданных рамках;
б) оценки адекватности эмоционального состояния субъекта труда уровню его сознания.
Третий признак — сознательное применение орудий и средств достижения профессиональных целей. Данный признак тоже рассматривается с позиций поуровневой представленности по следующим характеристикам: а) степени теоретической подготовленности к выполнению профессиональной деятельности (знание зависимостей между свойствами предметов, орудий и субъектом труда); б) степени сформированное профессиональных умений и навыков; в) адекватности эмоциональных проявлений соответственно уровню профессиональной готовности субъекта труда.
Четвертый признак — осознание профессиональной значимости межличностных отношений. Оценка уровня этого признака осуществляется на основании глубины знания и понимания субъектом труда вклада других людей в создание материальных ценностей общества, которые он использует в своей профессиональной деятельности в целях создания новых общественно значимых ценностей, а также на основании характера эмоционального переживания отношений к людям труда и ценностям, которые они создали.
Наряду с психологическими признаками субъекта труда субъектно-деятельностный подход включает и такие единицы анализа, как психические регуляторы труда. Это, во-первых, «образ объекта» — представление предмета, орудий и условий труда, а также процесса труда в целом, по-разному отраженное в сознании каждого субъекта труда. Единицами анализа данного регулятора являются: а) чувственный образ (сенсорно-перцептивный); б) репрезентативный конкретный образ (представления, воображения); в) репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, системы понятий, усвоенные алгоритмы действий).
Во-вторых, «образ субъекта» («Я-образ») позволяет охарактеризовать самосознание, то есть осознание человеком себя, своих возможностей, своей роли и в профессиональной структуре, и в обществе по следующим показателям: актуальный «Я-образ» в настоящий момент и обобщенный «Я-образ» («Я-концепция» - «Я» в прошлом, настоящем и будушем).
В-третьих, «образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений» характеризует профессиональное самосознание субъекта труда, которое может быть изучено по следующим показателям: потребностям, эмоциям, характеру человека и направленности личности.
Психические регуляторы как единицы анализа субъектно-объектных взаимосвязей, складывающихся у человека в трудовой деятельности, раскрывают особенности отражения субъектом объективной реальности и позволяют определить степень адекватности этого отражения, то есть характер и соотношение личностных и предметных взаимосвязей.
В целом такое профессиографическое исследование, с одной стороны, обеспечивает познание скрытых («незримых»), сугубо индивидуальных динамических процессов психики, актуализируемых человеком в профессиональной деятельности, которые в то же время обладают вполне объективными закономерностями: обдумывание, построение образа будущего продукта, результата, эффекта, способов его получения и т. д. С другой стороны, оно позволяет предположить обусловленность взаимосвязей мотивационных, когнитивных, эмоционально-волевых характеристик субъекта труда его социальными установками, профессиональной направленностью и подготовленностью и в некоторой мере индивидуально-типологическими особенностями.
Итак, на современном этапе профессиография приобретает значение области научного знания для обеспечения решения задач в практике профессионального консультирования, отбора, обучения, обеспечения безопасности труда, профессиональной работоспособности и т. д. Ее можно рассматривать как психотехнологию изучения субъекта труда, так как данный подход по своей сути является теоретико-методической основой знаний о принципах, формах и методах организации и проведения системного профессиогра-Фического исследования.
Проведение профессиографии предусматривает изучение социально-экономических, производственно-технических, психологических, гигиенических и других сторон деятельности с учетом специфики решения перечисленных выше практических задач.
Категория: Выбор профессии | Добавил: Рыжулька (12.04.2011)
Просмотров: 5469 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
События
Вход на сайт
Страницы
Собеседование
Причины увольнений
Категории
Выбор профессии [42]
Условия выбора професии
Психология развития [12]
Психология развития
Тесты [4]
Термины [121]
Человек в организации [15]
Профессии [6]
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

© 2024 Выбор професии | Как правильно выбрать профессию
Республика Татарстан - Каталог сайтов


Весь материал представленный на сайте размещен пользователями сайта и исключительно с целью ознакомления. Сайт принадлежит студентам психологического факультета Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань)

Профессиональное самоопределение | Современные профессии | Влияние профессии | Самопознание | Оценить себя | Глоссарий | Профориентация | Интересное | О сайте | FAQ по сайту | Задать вопрос